Круглов С.А. | Вопросы к Церкви |
Христиане ждут второго пришествия Христа, который, согласно учению, должен прийти в конце мира для того, чтобы судить человечество. ("...приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его." - Матф., 16:27) Этот догмат считается настолько естественным, что о нем мало кто задумывается, а сам он даже вошел в расхожую поговорку "ждать до второго пришествия".
Однако тщательное прочтение Евангелий убеждает в обратном. Но обо всем по порядку:
Иисус в своей речи употреблял два обозначения - "Сын Божий" и "Сын Человеческий". Оба эти понятия традиционно связываются с личностью самого Христа. Из текста Евангелий видно, что Иисус часто употребляет местоимение "Я", говоря о себе, подтверждает, что Он является "Сыном Божьим". О "Сыне Человеческом" он говорит в третьем лице, говоря о нем "Он".
У Иоанна есть упоминание об "Утешителе, духе истины", который "придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам." (Иоанн, 16:8-15)
Здесь Христос говорит, что будет иной посланник, который сообщит людям "всякую истину" и в числе прочего, что люди больше не увидят Христа.
Получается вывод: второго пришествия Христа не будет, а то, что Он возвещал о Сыне Человеческом, не относится к самому Христу, но приписано Ему людским непониманием. Пришествие будет, но не самого Иисуса, а некоего Сына Человеческого, который и "воздаст каждому по делам его". И в самом деле, возвещанный Сын Человеческий не очень-то похож на Иисуса - миссией Иисуса было провозвещение Истины заблудшему человечеству, указание верного пути к Свету. Сын Человеческий придет как грозный судья, Христос же сам о себе говорил "Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Иоанн, 12:47).
Обратим внимание на Утешителя:
Миссия Утешителя традиционно связывается с нисхождением Святого Духа на апостолов во время праздника Пятидесятницы. Однако:
Истина, которую должен сообщить Утешитель, будет более полна, чем то, чему смогли научиться от Иисуса его ученики. Неужели Святой Дух за несколько минут смог добиться того, чего не смог добиться Иисус за довольно долгое время общения с учениками? Зачем же тогда Христос вообще пытался научить чему-либо людей, если Святой Дух мог бы сделать это гораздо быстрее и эффективнее? И что случилось с учениками за короткий промежуток между вознесением Христа и Пятидесятницей, что они стали способны вместить то, что совсем недавно не могли?
Это дает основание отнести пророчество об Утешителе к гораздо более поздним временам, ведь и Павел писал "мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1-ое посл. к коринф., 13:9-10), указывая, что апостолы вовсе не обладали "всякой истиной" и не связывали миссию Утешителя с сошествием Святого Духа.